эффективность использования торговой площади торгового зала является главной задачей руководства предприятия торговли. Торговое помещение не только занимает большую долю общей площади торговой точки, оно выполняет в магазине ключевую роль: служит для размещения и хранения товаров таким образом, чтобы покупатели могли их приобрести (на стеллажах, витринах, в холодильниках и пр.). Здесь же располагаются кассовые зоны. Помимо этого, в торговом зале должны быть организованы рабочие места некоторых сотрудников магазина. С учетом вышесказанного, эффективность использования площади торгового зала очень важна, от нее будет зависеть рациональная организация совершаемых в магазине операций, включая организацию свободного движения покупательского потока и быстрого перемещения товара из зон хранения к местам его выкладки и размещения.
Для островных и пристенных универсальных горок экспозиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами – как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал – как произведение длины кронштейна на высоту; подиумов, лотков, столов – как произведение длины на ширину; контейнеров – путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.
Функционирование любого торгового предприятия должна направляться на удовлетворение потребностей людей, т.е. обеспечение социального эффекта; время деятельность предприятия в условиях рынка подчиненной уеться целям извлечения прибыли как едином долгосрочном финансовом интереса любого субъекта хозяйствования, отражает экономический эффект, возникающий благодаря использованию имеющихся у него в иробничих ресурсов, прежде всего материально-технической базы, трудовых и финансовых ресурсов. Поскольку основой материально-технической базы предприятия торговли являются торговые здания, а процессы продажи (р еализации) товаров потребителям осуществляются прежде всего в торговых помещениях магазинов, то деятельность по использованию этих помещений для обеспечения социального и экономического эффекта торгового предприятия может оцениваться через систему показателей эффективности его деятельности.